Основные понятия и определения лекции

Основные понятия и определения лекции

Деятельностный элемент «Лекция» используется в системе не только и не столько как страницы с теоретическим материалом.  Этот элемент предполагает активное участие учащихся в процессе изучения нового материала. Этому способствует особая структура лекции и насыщение ее различными интерактивными элементами (заданиями).

Работа с деятельностным элементом «Лекция» предполагает знание основных понятий, необходимых для ее создания и наполнения. Рассмотрим подробнее эти понятия.

Страница. Лекция состоит из логических страниц – логически завершенных смысловых фрагментов. Размер логической страницы неограничен, но не рекомендуется превышать размеры 1-2 полных экранов. В зависимости от типа страницы между ними могут осуществляться условные и безусловные переходы. Существует два основных типа страниц.

"Карточка-рубрикатор (раздел)": страница, которая содержит материал и кнопку(и) безусловных переходов к другим страницам лекции. Из карточки-рубрикатора переход может осуществляться к нескольким страницам – в этом случае кнопок будет несколько. Если специально не определять несколько переходов из карточки-рубрикатора, то кнопка будет одна – "Продолжить" и переход будет осуществляться к следующей странице в соответствии с навигационным порядком. Карточка-рубрикатор в простейшем случае может быть использована как последовательность страниц с теоретическим материалом;

"Вопрос": страница, содержащая вопрос, варианты ответов, комментарии для вариантов ответов, переходы для каждого варианта ответа. Таким образом, в зависимости от того, как ученик ответит на вопрос, ему будет отображен комментарий и осуществлен условный переход к заданной странице лекции. На данный момент в лекции можно использовать следующие типы вопросов:

  • Лекция. В закрытой форме (множественный выбор): ученик выбирает ответ из предложенных вариантов. Возможен выбор как одного, так и нескольких ответов. Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу.
  • Лекция. Верно/Неверно: ученик выбирает один ответ из двух. Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу.
  • Лекция. Короткий ответ: ученик должен ввести в качестве ответа слово или фразу. Учителем может быть задано несколько вариантов правильного ответа. Для каждого варианта ответа задается комментарий и переход. После выбора ответа ученику показывается комментарий и осуществляется переход на заданную страницу. В лекции существует две системы сравнения ответов: простая и регулярные выражения.

    Простая система, используемая по умолчанию: регистр ответов для нее игнорируется. В качестве шаблона (любые ожидаемые символы) может быть использован символ звездочка "*". Он означает, что на этом месте может быть любое количество любых символов, в том числе и ни одного. Если ответ содержит только звездочку, он соответствует любому варианту ответа. Т.к. варианты ответа обрабатываются последовательно, ответ "*" можно использовать как последний, чтобы задать комментарий для любого неверного ответа.

Регулярные выражения: более мощная, но при этом сложная система. Регистр ответов для нее по умолчанию имеет значение, но ответ можно сделать независящим от регистра, добавив в конец выражения символы "/i". Таким образом, простейший вариант использования данной системы сравнения – создание регистрозависимых ответов. Для этого необходимо выбрать данную систему сравнения и просто ввести ответ. Но при этом регулярные выражения позволяют создать более интеллектуальную проверку ответов. Подробнее см. "Использование регулярных выражений".

  • Лекция. Числовой ответ: похож на короткий ответ, только в качестве ответа ученик должен ввести число. Ответом может быть диапазон значений в формате "Минимум:Максимум" – два значения, разделенные двоеточием. Допускается ввод более чем одного варианта ответа. Варианты ответа обрабатываются последовательно, поэтому можно сначала указать правильные ответы, а затем правдоподобные варианты неверных (дистракторы), заложив в них типичные ошибки и указав комментарии, которые помогут ученику разобраться с этими ошибками.
  • Лекция. На соответствие: ученику необходимо выбрать соответствие между двумя списками. Комментарий здесь можно задать для правильного и неправильного ответа.
  • Лекция. Эссе: ученику необходимо в качестве ответа написать короткое эссе. Этот тип вопроса оценивается учителем вручную.

Кроме основных типов страниц существуют специальные страницы, которые не содержат материал или вопросы, а служат для управления лекцией.

Заголовок кластера, конец кластера: кластеры предназначены для объединения страниц с вопросами в компактную группу. Кластер начинается с заголовка кластера и заканчивается либо концом кластера, либо, если он не определен, концом лекции. В большинстве случаев кластер используется для выбора случайных вопросов из него. Для этого необходимо в "Заголовке кластера" в качестве перехода выбрать "Непросмотренный вопрос в кластере". В этом случае при каждом переходе на страницу "Заголовок кластера" ученику будет отображен непросмотренный им вопрос в рамках этого кластера. Выход из кластера может быть осуществлен либо абсолютным переходом на конкретную страницу лекции, либо переходом на конец кластера.

Конец раздела: раздел начинается карточкой-рубрикатором и заканчивается концом раздела, либо, если он не задан, концом лекции. Разделы объединяют любые страницы (и с вопросами, и с материалом). В рамках разделов могут осуществляться следующие специальные переходы: непросмотренный вопрос из раздела, случайный вопрос из раздела, случайная карточка-рубрикатор.

Следующим важным понятием деятельностного элемента «Лекция» является переход. Это понятие присутствует абсолютно на всех страницах лекции, как основных, так и специальных. Переход определяет, какая страница будет отображена ученику следующей. Безусловные переходы реализуются всеми страницами, кроме страниц с вопросами. Условные переходы реализуются страницами с вопросами. Переходы бывают следующих типов:

  • абсолютный переход: переход на конкретную страницу лекции с определенным названием, которое имеется у всех страниц лекции;
  • относительный переход: переход, осуществляемый относительно текущей страницы. Существует 3 типа относительных переходов:
    • следующая страница: переход к следующей странице в логическом порядке. Это тип по умолчанию для первого ответа любого вопроса и первого перехода карточки-рубрикатора;
    • эта страница: повторное отображение текущей страницы. Обычно это переход по умолчанию для остальных ответов вопроса;
    • предыдущая страница: переход к предыдущей странице лекции в логическом порядке.
  • специальные переходы:
    • конец лекции: переход к последней странице лекции, на которой отображается информация об оценке ученика за лекцию, возможно ссылка на следующий элемент курса или просто сообщение о завершении лекции. Конец лекции может быть достигнут в том числе переходом "Следующая страница" с последней страницы лекции в логическом порядке;
    • непросмотренный вопрос из раздела: переход к непросмотренному учеником в рамках данного тура прохождения лекции вопросу между предшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
    • случайный вопрос из раздела: переход учеником к случайному в рамках данного тура прохождения лекции вопросу между предшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
    • случайная карточка-рубрикатор: переход учеником к случайной карточке-рубрикатору между предшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
    • непросмотренный вопрос в кластере: этот тип перехода можно задать только для специальной страницы типа "Заголовок кластера". В этом случае осуществляется переход к непросмотренному учеником в рамках данного тура прохождения лекции вопросу в кластере. Фактически, для осуществления такого перехода с любой страницы лекции в ней необходимо задать абсолютный переход с названием страницы типа "Заголовок кластера".

  • Логическая последовательность страниц: последовательность страниц, с которой работает учитель. Самый простой способ посмотреть логическую последовательность – свернутый режим редактирования лекции. Для перемещения страниц в логической последовательности необходимо в режиме редактирования воспользоваться иконками-ссылками Переместить.
  • Навигационная последовательность страниц: последовательность, в которой страницы отображаются ученику. Может очень сильно отличаться от логической последовательности, а может и совпадать с ней. Причем навигационная последовательность может отличаться как для разных учащихся, так и для одного ученика в рамках разных туров прохождения лекции. Все зависит от того, насколько активно используются абсолютные и в особенности специальные переходы. Именно специальные переходы придают лекции недетерминированность. Учитель может проверить работоспособность навигационного порядка страниц, воспользовавшись вкладкой "Просмотр", переключив роль на главной странице курса, либо зайдя под логином с правами ученика.
  • Тур прохождения лекции: один тур прохождения лекции длится с момента начала учеником лекции и до тех пор, пока не будет достигнут конец лекции (т.е. до момента отображения страницы с результатами ученика). В лекции можно установить один или неограниченное количество туров. Это определяется настройкой "Разрешены переэкзаменовки".
  • Попытка прохождения лекции: в рамках одного тура прохождения лекции ученику может быть разрешено повторно отвечать на вопросы. Количество попыток определяется параметром "Максимальное количество попыток", который может изменяться в пределах от 1 до 10. Если это значение равно 1, то у ученика будет только одна попытка ответа на каждый вопрос. Если значение этого параметра больше единицы, то оценка ученика за урок будет определяться в зависимости от настройки "Обработка результатов попыток": как сумма средних или максимальных значений результатов попыток. Обратите внимание, что в случае вопроса, в которых варианты ответов не предусмотрены, к примеру "Короткий ответ" или "Числовой", параметр "Максимальное количество попыток" обеспечивает необходимый "спасительный" переход к следующей странице лекции. на тот случай, если учащемуся не удается найти правильный ответ. 
  • Оценки: в модуле "Лекция" есть возможность не отображать оценку за лекцию в журнале оценок (параметр "Тренировочная лекция"), гибко настраивать баллы за каждый ответ в вопросе (параметр "Баллы за каждый вариант ответа"), давать возможность исправления ответа учеником (параметры "Показать кнопку «Исправить» и "Максимальное количество попыток"), при этом можно выбрать способ обработки результатов попыток (параметр "Обработка результатов попыток"), максимальная оценка за лекцию может быть изменена в любое время, что сразу отразится в журнале оценок (параметр "Максимальная оценка").

В настройках лекции еще существует достаточно много параметров. Для каждого из них есть контекстная справка. О некоторых нюансах использования различных параметров будет рассказано в других материалах этого модуля.

Последнее изменение: Суббота, 13 Август 2011, 10:32