Лекция с элементами деятельности

Лекция с элементами деятельности

Схема лекции

Электронное обучение может быть эффективным только в том случае, если будет выгодно отличаться от традиционного. Например, простой перевод материала обыкновенного учебника в электронный вид не только не предоставляет никаких преимуществ, но и имеет свои недостатки: большие объемы текстовых материалов сложно воспринимаются с экрана монитора. В связи с этим при проектировании концепции электронного вида материалов курсов сотрудники Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ сконцентрировались на решении следующих задач:
  • предоставление ученикам возможности асинхронной работы с материалом, в связи с чем мы отказались от представления материалов в виде мультимедийных роликов и выбрали гипертекстовое представление;
  • предоставление ученику возможности самому управлять глубиной погружения в тему, в связи с чем материал разбивается на основной (обязательный к изучению, покрывающий образовательный стандарт) и дополнительный, выстраивается удобная навигация между ними;
  • снижение отрицательного эффекта чтения текстов с экрана за счет сокращения объемов текста и оснащения его иллюстративным материалом;
  • переход от простого чтения текстов с экрана к активной деятельности, для чего лекции насыщаются интерактивными деятельностными элементами и вопросами между параграфами.
Результатом реализации этих задач явился сценарий использования деятельностного модуля «Лекция» системы управления обучением Moodle, представленный в настоящем материале.

Лекция с элементами деятельности состоит из параграфов с теоретическим материалом и страниц с вопросами между параграфами.

Общие рекомендации для лекции.

  1. Название лекции: одной фразой, кратко (до 5 слов), уникально.
  2. Аннотация: должна дать ученику представление о содержании лекции, мотивировать его на изучение лекции. Это интегральная (обобщающая) характеристика лекции. Аннотация должна быть максимально краткой.
  3. Размер: оптимальный объем лекции 3-5 параграфов, наличие более 7 параграфов нежелательно, более 9 - недопустимо.

Рекомендации для параграфов лекции.

  1. Краткость и наглядность: текст необходимо излагать кратко и иллюстрировать наглядным материалом (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.);
  2. Размер: размер одного параграфа не должен превышать двух экранов размером 1280х1024 (стандартный жидкокристаллический 17'' или 19'' монитор);
  3. Смена вида деятельности: в каждом параграфе лекции должна присутствовать смена вида деятельности. Наилучший вариант - 1 интерактивный элемент в каждом параграфе. Этот элемент не должен являться просто наглядным материалом, он должен быть направлен на вовлечение учащегося в деятельность;
  4. Обоснованность: каждый анимационный и/или интерактивный инструмент должен использоваться обоснованно. Не должно быть "мультимедиа ради мультимедиа".
  5. Акцентирование: рекомендуется использовать дополнительное оформление для примеров и замечаний. Например:

    Замечание. Используйте оформление песочного цвета в тех случаях, если для контента могут быть употреблены вводные слова "Обратите внимание, ..."

    Пример. Не стоит злоупотреблять оформлением зеленого цвета. Используйте его в тех случаях, если для контента может быть употреблено вводное слово "например, ..."

  6. Дополнительный материал: регулировать размер параграфа можно вынесением необязательного для изучения материала в дополнительный. При этом еще одна очень важная функция дополнительного материала: выстраивание индивидуальной образовательной траектории - ученик сам выбирает глубину погружения в тему. Дополнительный материал можно преподносить ученику следующим образом:
    • Примечания: используются для создания краткой текстовой вспомогательной информации. Оптимальный объем - 50-100 символов, предельный - 300. Реализуется путем создания пустой гиперссылки для символов примечания. Например, слово**. При наведении курсора на символы ** всплывает само примечание. В качестве адреса ссылки задана пустая ссылка "http://".
    • Гиперссылки: осуществляют переход по ключевому слову к скрытому фрагменту лекции. Гиперссылка должна иметь название и аннотацию. Аннотация появляется в окне подсказки при наведении курсора на ключевое слово. Гиперссылка «назад» открывает доступ к одному параграфу из предыдущих лекций. Гиперссылка «вглубь» позволяет структурировать материал данной лекции. Создавать гиперссылки внутри гиперссылки не рекомендуется. Возможные варианты гиперссылок "вглубь":
      • это интересно;
      • первоисточники;
      • исследуем проблему;
      • экскурс в историю;
      • видеоматериалы.
    • Глоссарий: в глоссарий выносятся термины, необходимые для понимания лекции. После заполнения глоссария и, возможно, небольшой дополнительной работы по управлению автосвязыванием все концепции глоссария во всем курсе будут автоматически связываться. Возможные категории глоссария:
      • общие термины;
      • аббревиатуры;
      • специальные термины;
      • справочник персоналий.

Рекомендации к страницам с вопросами.

  1. Количество: лекция должна содержать как минимум один вопрос после первого параграфа и не менее двух вопросов после каждого последующего, один из которых по текущему параграфу, а остальные – по предыдущим.
  2. Сложность: вопросы не должны выходить за рамки уже изученных лекций. Наилучший вариант, если ответ на вопрос содержится в параграфе.
  3. Дистракторы: для вопросов типов "В закрытой форме (множественный выбор)" и "Короткий ответ" обязателен подбор дистракторов, отражающих типичные ошибки.
  4. Комментарии: к каждому дистрактору необходимо подбирать комментарий, который поможет ученику осознать свою ошибку.

Последнее изменение: Суббота, 13 Август 2011, 10:32